Планирование работы в библиотеке
учреждения общего среднего образования
Умение четко и грамотно планировать свою работу
– один из показателей профессиональной
компетенции библиотекаря.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Научная обоснованность: предполагает учитывать тенденции развития библиотечного дела, сочетать текущие задачи и перспективные, рассчитывать показатели плана.
Директивность: обязательное выполнение плана.
Координированность: поиск взаимодействия, корпоративное сотрудничество с библиотеками иных ведомств.
Конкретность: конкретные направления выполняемых работ, конкретное содержание, конкретные даты, конкретные исполнители.
ВИДЫ ПЛАНОВ
Перспективный план: содержит 1-2 направления работы, рассчитан на несколько лет.
Текущий план: определяет конкретные задачи на определенный срок (год, месяц).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНОВ
Перспективный план
(возможные направления)
Модернизация и развитие библиотеки
Создание медиатеки в библиотеке
Внедрение информационных технологий в библиотечные процессы
Использование инновационных подходов в библиотечной практике
Формирование позитивного имиджа библиотеки и библиотекаря
Воспитание независимого библиотечного пользователя
Текущий план
(основные направления и содержание)
Формирование библиотечного фонда
Организация работы с фондом учебных изданий:
- составление библиографической модели фонда (работа над составлением заказа)
- прием, учет и обработка документов (оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки, занесение в электронный каталог);
- составление отчетных документов;
- диагностика уровня обеспеченности уч-ся учебными изданиями;
- прием и выдача учебников;
- подведение итогов движения фонда;
- списание фонда с учетом ветхости, смены программ или срока фондирования;
- проведение работы по сохранности учебников.
Работа с основным библиотечным фондом:
- прием, учет, систематизация и техническая обработка документов;
- оформление накладных и сдача их в бухгалтерию;
- расстановка изданий на полках в соответствии с ББК;
- оформление фонда (полочные и буквенные разделители, этикетки с названиями и т.д.);
- проверка правильности расстановки фонда;
- выдача документов пользователям библиотеки;
- обеспечение свободного доступа к информации;
- работа по сохранности фонда (организация фонда особо ценных изданий;
- контроль за возвратом книг, организация мелкого ремонта, проведение проверок фонда);
- периодическое списание фонда (оформление актов, изъятие карточек и записей из каталогов).
Справочно-библиографическая и информационная работа
- каталогизация новых поступлений;
- организация и ведение СПА библиотеки (каталоги , картотеки, в т.ч. электронные версии);
- информационное обслуживание педагогов (составление заказов на уч.- метод. издания выполнение справок, организация тематических выставок, библиографических обзоров, экспресс-информации);
- информационное обслуживание учащихся ( подбор литературы для написания докладов, рефератов, проведения общешкольных мероприятий и т.п.).
Организация работы с пользователями
- индивидуальная работа (запись в библиотеку, перерегистрация, обслуживание на абонементе и в ч/з.);
- работа с библиотечным активом (заседания актива, организация работы кружка);
- работа с педагогическим коллективом (информирование о новых поступлениях; справочно-библиографическое обслуживание; консультации; информационная поддержка в подготовке педсоветов, предметных олимпиад, классных часов и др.);
- работа с учащимися (анализ читательских формуляров, рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, проведение занятий по информационной культуре).
Информационно - массовая работа
Основные направления работы:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- воспитание здорового образа жизни;
- экологическое просвещение;
- правовое просвещение;
- эстетическое воспитание.
Основные формы работы:
- рекламно - информационные формы работы (книжная выставка, библиографический обзор, бенефис читателя, премьера книги, презентация издания);
- диалоговые формы (беседа, громкие чтения, вечера, час рассуждений, встреча-конференция);
- игровые формы (праздники, утренники, литературные турниры, познавательно-игровые программы, заочные путешествия и др.).
Реклама библиотеки (ресурсов и услуг):
- печатная реклама (листовки, буклеты, пригласительные билеты, памятки, проспекты);
- реклама в СМИ (пресс-релизы);
- интерьерная реклама (библиотечный дизайн, фито-дизайн);
- наружная реклама (вывески, объявления, стенды);
- страница на интернет-сайте УО.
Взаимодействие с библиотеками региона и другими организациями
- сотрудничество с внешкольными учреждениями (проведение совместных мероприятий, акций, проектной деятельности);
- интеграция фондов (использование МБА, обменно-резервных фондов других библиотек).
Повышение профессионального мастерства
- участие в городских, районных совещаниях, проводимых отделом образования (темы);
- участие в семинарах районных методических объединений;
- повышение квалификации на курсах в Витебском ИРО;
- участие в республиканских библиотечных конференциях конкурсах;
- самообразование (изучение лучшего библиотечного опыта в профессиональных периодических изданиях, присутствие на открытых мероприятиях, участие в работе круглых столов и т.п.);
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества (использование электронных носителей, освоение новых компьютерных программ).
Административно-хозяйственная работа
- составление плана работы;
- составление отчета о проделанной работе;
- сверка отчетных документов в бухгалтерии;
- проведение санитарных дней (ежемесячно);
- укрепление материально-технической базы ( ремонт и заказ библиотечного оборудования, компьютерной техники).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА
Подготовительные этапы планирования
- ознакомиться с годовым планом учебного заведения;
- определить приоритеты информационного сопровождения;
- проанализировать главные направления работы окружающего социума;
- согласовать проект плана с администрацией, классными руководителями и соисполнителями.
Структура плана (примерная, если иная не взята за основу)
Текстовая часть плана
-задачи библиотеки (формирование библиотечного фонда с целью обеспечения учебного процесса, организация библиотечно-библиографического и информационного обслуживания пользователей; формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя; совершенствование традиционных и внедрение новых технологий и т.д.);
- основные функции библиотеки (информационная, образовательная,
культурологическая).
Статистическая часть плана
(в сравнении с предыдущим годом)
- количественные показатели (характеризуют развитие библиотеки):
- количество читателей из них учащихся, педагогов, других работников;
- количество библиотечного фонда всего (в т.ч. основного фонда и фонда учебных изданий);
- количество посещений;
- количество книговыдач
- качественные показатели (характеризуют эффективность использования библиотечных ресурсов):
- книгообеспеченность (среднее число библиотечных книг на одного читателя)
определяется путем деления кол-ва книг основного фонда на число читателей;
- обращаемость (среднее число выдач одной книги и характеризует степень использования фонда)
определяется путем деления кол-ва книговыдач на кол-во книг в фонде библиотеки;
- посещаемость (среднее число посещений библиотеки одним читателем)
определяется путем деления общего количества посещений на число читателей;
- читаемость (среднее число книг, выданных одному читателю и характеризует интенсивность чтения)
определяется путем деления кол-ва книг выданных за год на кол-во читателей.
Алгоритм годового плана (разделы рабочих таблиц):
- номер по порядку;
- направление работы;
- содержание работы;
- сроки исполнения;
- ответственный;
- примечание (соисполнители).
Алгоритм месячного плана:
- число;
- название мероприятия;
- форма проведения;
- класс (группа);
- время проведения;
- ответственный;
- примечание (соисполнители).